23 апреля 2025 года в Малой церкви Зимнего дворца открывается выставка «„…Блеск кристалла и тонкость граней…“. Русское стекло XVIII – начала ХХ века с резьбой и гравировкой», представляющая великолепные образцы художественного стеклоделия, исполненные на ведущих стекольных предприятиях Российской империи.
«Очередная характерная выставка - публикация великолепной коллекции и увлекательный рассказ о блестящих процессах развития русской культуры. Художественное стекло было и есть важный «маркер» развития искусства, тесно связанного с технологическими достижениями. Шедевры складываются в интересное повествование о творческих озарениях мастеров в разных местах России, создававших её художественный образ», - говорит Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.
В составе экспозиции более 100 произведений из коллекции Государственного Эрмитажа, показывающих основные этапы развития производства резного стекла в России и разнообразие приёмов механической обработки стеклянных поверхностей.
На протяжении своей истории стеклянные изделия, украшенные резьбой и гравировкой, видоизменялись, следовали модным тенденциям времени. Они то становились чрезвычайно популярными, то практически уходили из употребления. В России мощная база производства стеклянных и хрустальных изделий сформировалась в Санкт-Петербурге на Императорском стеклянном заводе. Выдающиеся художники, архитекторы, мастера, технологи создавали здесь эксклюзивные произведения по авторским проектам. Безусловно, активное развитие художественного стекла с резным декором стимулировали главные заказчики Императорского стеклянного завода – представители двора. Именно их вкусу пытались угодить художники и мастера, создавая уникальные в своем роде произведения.
Выставка в Малой церкви Зимнего дворца предлагает погрузиться в богатую историю стеклоделия, раскрыть тайны ремесленного искусства и оценить вклад российских мастеров в развитие мировой художественной традиции.
Одним из самых ранних экспонируемых предметов является уникальное произведение искусства - стеклянное пасхальное яйцо с гравированными изображениями Богородицы Азовской, созданное на Ямбургском стеклянном заводе в первой четверти XVIII века, гравированное изображение предмета позолочено, а внутренняя поверхность посеребрена.
В России XVIII столетия традиция декорирования стекла резьбой и гравировкой достигла своего расцвета. Центром производства парадной посуды, богато украшенной резными орнаментами, стал Петербургский стеклянный завод. Здесь из обесцвеченного прозрачного стекла изготавливались разных размеров кубки и стопы, на которых гравировались геральдические символы, хвалебные надписи и портреты правящих монархов. Подобные изделия, среди которых Кубок с изображением портрета императрицы Елизаветы Петровны и двуглавого орла с вензелем «EIP», демонстрируются на экспозиции.
В начале XIX столетия в моду вошли изделия из граненого хрусталя, прозрачного свинцового стекла, внешне похожего на одноимённый природный материал. Хрусталь гармонично вписался в придворный и дворянский быт. Многопредметные сервизы стали неотъемлемой частью убранства праздничного стола, а монументальные вазы украшали парадные интерьеры. Хрусталь высочайшего качества изготавливался на Императорском стеклянном заводе - ведущем предприятии Российской империи. Посетив выставку подношений ко двору лучших изделий этого завода в 1823 году, известный публицист Павел Свиньин более всего был восхищен «блеском кристалла и тонкостью граней» представленных его взору произведений. На Императорском стеклянном заводе в 1820-е годы создана шкатулка из бесцветного хрусталя, принадлежавшая императору Николаю I и императрице Александре Федоровне. Желая угодить монархине, мастера завода создали предмет, по своему внешнему облику напоминающий сверкающий ограненный алмаз.
На рубеже XIX–ХХ веков ассортимент стеклянных изделий значительно расширился благодаря технологическим инновациям. О новых способах обработки стекла, применяемых российскими мастерами-стеклоделами, рассказывают экспонаты: Ваза с изображением змеи в зарослях клевера (1898); Ваза мак и бабочки (1897); Ваза «Азалия» (1901); Ваза с изображением пейзажа с кипарисами (начало XX века) и другие.
Выставка подготовлена Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа (Заведующий В.А. Федоров). Куратор, автор концепции выставки - Татьяна Николаевна Панкова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры, хранитель коллекции русского стекла.
К выставке Издательством Государственного Эрмитажа выпущено специальное издание «„…Блеск кристалла и тонкость граней…“ Русское стекло XVIII – начала ХХ века с резьбой и гравировкой». Автор статьи, автор-составитель - Т.Н. Панкова.
Выставку можно посетить по входному билету в Главный музейный комплекс.
Когда: 23 апреля 2025 - 29 марта 2026
Где: Главный музейный комплекс, Малая церковь, № 154.