Российская академия художеств представляет выставку произведений народного художника Российской Федерации и академика РАХ Михаила Анатольевича Полетаева, который получил широкое признание как мастер монументального искусства и станковой живописи. Его портреты, пейзажи, рисунки, военно-исторические картины, и, конечно же, храмовые росписи всегда неизменно профессиональны. Во многих аспектах его можно назвать художником-новатором, который находится в постоянном поиске новых выразительных средств для того, чтобы не оставить зрителя равнодушным.
М.А. Полетаев родился в 1959 году в городе Орехово-Зуево Московской области. После училища имени М.И. Калинина, в 1988 году окончил отделение монументально-декоративной живописи Московского высшего художественно-промышленного училища (б. Строгановское), где учился в мастерской О.П. Филатчева. Успешно продолжил образование стажировкой в Творческих мастерских живописи Российской академии художеств под руководством академиков РАХ А.П. и С.П. Ткачёвых.
Оригинальные по художественным приёмам картины и портреты раннего периода были сопряжены с поиском своего выразительного индивидуального почерка, и стали лишь прологом к наиважнейшему творческому периоду его жизни – созданию росписей в храмах России и за её рубежами. Узнав о возможности участия в воссоздании внутреннего убранства Храма Христа Спасителя в Москве, и, будучи приглашённым в состав бригады Сергея Присекина, куда уже входили Александр Сытов и Сергей Оссовский, Михаил Полетаев осознал масштаб ответственности предстоящей работы. По словам автора, создание конкурсных эскизов, затем картонов, фрагментов росписей и выход на стены храма – это была трудная, ответственная, но счастливая пора. Этот опыт раскрыл огромный творческий потенциал Михаила Полетаева - последовало множество заказов, которые он выполнял уже самостоятельно. По образному строю и колористическому решению его росписи постепенно обретают авторскую узнаваемость, обладают всеми необходимыми качествами монументальной живописи и деликатно вписываются в архитектурное пространство. К важным ценностным обретениям современного церковного искусства начала ХХ века можно отнести расписанные Михаилом Анатольевичем церкви Иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» при Старо-Екатерининской больнице в Москве (ныне больница Моники), церкви Святой Троицы в деревне Калчуга, с поразительной красоты росписью подкупольного пространства, а также росписи Кафедрального собора в честь Иерусалимской иконы Божьей Матери в Воскресенске. Ещё одной яркой главой творческой биографии мастера можно считать роспись Храма Целителя Пантелеймона в монастыре Старый Русик на Святой горе Афон в Греции, за которую он был удостоен медали «Тысячелетие русского монашества на Святой горе Афон». Как один из ведущих специалистов, развивающих традиции национальной духовной живописи, он принял участие в росписи Главного Храма Вооружённых Сил РФ во имя Воскресения Христова в парке «Патриот». Здесь справедливо было бы отметить убедительность образов, созданных автором в алтарной части «Вход Господень в Иерусалим» в приделе великомученицы Варвары - небесной покровительницы РВСН, и росписи «Моление о чаше» в приделе Святого Александра Невского – небесного покровителя сухопутных войск.
Работа в Главном храме Вооружённых Сил РФ велась мастером уже в новом качестве - с 2018 года он становится членом Студии военных художников имени М.Б. Грекова, где вскоре избирается художественным руководителем творческого коллектива. Занимая должность с 2020 по 2024 годы, М.А.Полетаев направляет свои усилия на развитие лучших традиций реалистического искусства, умело передаёт опыт и знания молодому поколению «грековцев». Художника волнует создание образа современного Героя, необходимого сегодня в России - он считает эту задачу столь же актуальной, как в годы Великой отечественной войны, он озабочен тем нравственным и духовным воспитанием, которое непременно должно нести патриотическое искусство.
Неудивительно, что этот период стал столь плодотворным, автор создаёт целый ряд значительных многофигурных композиций в поисках Героя в военной истории России – «С нами Бог! Чудо-богатыри», «Побратимы. Встреча Александра Невского с Сартаком», «Белая голубка», «Исход великого сражения. Сталинград. 1943 год». Более всего дорог его сердцу образ современного защитника Отечества, которого он представляет правдиво, без излишнего пафоса – «Сыновья великой страны», а часто с глубокой заботой о будущих поколениях – «Бессмертный полк», «…Твоим матросом хочу я стать!». Нельзя не отметить большой дар Михаила Полетаева как портретиста, что демонстрируется в репрезентативных исторических образах А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова, П.И. Багратиона. В более камерных работах ему удаётся уловить точные приметы характера человека – «Портрет Александра и Натальи Ситниковых в сценических костюмах», портреты коллег Е.В. Ромашко и А.Н. Суховецкого, а иногда осветить в модели нечто поразительно трогательное, как в «Портрете Ефросиньи». Очень точным по образу и важным по значимости для художников Студии имени Грекова стал «Портрет М.В. Переяславца», который создан мастером, как драгоценная память о выдающемся скульпторе, нашем современнике. Произведения М.А. Полетаева находятся в коллекциях государственных музеев, частных собраниях России и за рубежом, а искусство живописца стало значительным явлением современной художественной культуры. Академический выставочный проект призван показать все аспекты творческого диапазона автора, успешно работающего в различных видах и жанрах живописи.
Сроки экспонирования: 19 марта – 6 апреля 2025
Место экспонирования: выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21).