Сахалинский областной художественный музей представляет персональную выставку "Вениамин Ридель". К 90-летию со дня рождения сахалинского художника
Суровая сахалинская экзотика, а также ее историческое восточно-островное наследие представляли для художника наиважнейший интерес.
В островную столицу Вениамин Ридель приехал в 1961 году молодым художником, окончив Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, защитив на "отлично" Дипломную работу - эскизы декораций и костюмов к спектаклю по пьесе Лопе де Вега "Овечий источник". Обучение проходило под руководством Бориса Угарова и Михаила Бобышова на живописном факультете, по окончании выпускнику присвоена квалификация художника театрально-декорационной живописи.
1960-е годы оказались для художника самыми плодотворными. Южно-Сахалинск тогда переживает ответственный период своей истории - он меняет свой историко-архитектурный облик, перестраиваясь на современный, социалистический лад. Планомерно сносятся старое жилье, постройки японской архитектуры и возводятся многоэтажки советского типа. Процесс обновления вдохновляет и вселяет оптимизм в жизнь островитян. В это время художник Ридель занят неординарным творческим исследованием. Ему представляется важным запечатлеть уходящие культурные ценности. Глаз художника зорко выхватывает из стремительно меняющейся картины городского пейзажа восточные приметы; рука художника торопливо, порой на случайных небольших клочках бумаги, фиксирует увиденное. Так, в первой половине 1960-х годов появился на свет уникальный творческий материал, который и составил серию городских пейзажей Риделя. Появился не по официальному заказу, а по закону внутренней необходимости. В непредвзятости, одномоментности впечатлений проявилось в творчестве Риделя незаурядное внимание человека и художника к общезначимым эстетическим ценностям человеческой культуры.
В серии "Улицы Тоёхары" 1960-х годов художник пристально изучает премудрости жилой японской архитектуры, превращая их в уникальные художественно-исторические свидетельства прошлого города Южно-Сахалинска.
Коллекцию цветных альбомных зарисовок в творчестве В. Риделя 1960-х годов составили неординарные по своему ярко выраженному живописному интересу к островной восточной историко-архитектурной экзотике и затейливому сюжетно-исполнительскому характеру городские пейзажи с топографически точными названиями: "Улица Сахалинская. Магазин №8" (1961г.), "Улица Сахалинская. У переезда" (1962г.), "Угол Сахалинской и Торговой" (1961г.).
В работах "Старые дома" (1963г.), "Южно-Сахалинск в лунную ночь" (1967г.), где соединяется авторский интерес старой архитектуре и природным достопримечательностям острова, художник выявляет свою раннюю живописно-графическую специфику исполнения. Уже в начале своего творческого пути молодому художнику Риделю удалось проявить зрелый профессионализм. Его живописная графика отличается отсутствием приблизительности в создании художественного образа, убеждает линейно-конструктивной крепостью рисунка и развитостью живописной концепции. Здесь он, приближаясь к традиционному живописному этюду, открывается как представитель живописной школы Б.С. Угарова, демонстрируя свежую достоверность кисти и верное цвето-тоновое чувство пленэра. Именно на примере таких работ можно говорить о традиционно ориентированном пейзаже Риделя, который дает самое полное представление о живой непосредственности натурного впечатления.
Специфическими картинными характеристиками обладает большая живописно-графическая композиция фрагментарно-этюдного характера "Южно-Сахалинск строится. Старое и новое" (1969г.). Ее фронтально-композиционная протяженность насыщает историко-островной по характеру сюжет колоритным жанровым содержанием, определяющим его тематическую значимость.
Противоречивость культурных тенденций 1970-х годов стали для Риделя началом внутреннего мировоззренческого конфликта. Последним его "чистым" пейзажем 1970-х в музейной коллекции стала "Фантазия ветра" 1971 года, в котором, однако, природная гармония строится на эстетически (эмоционально-психологически) изощренном материале.
Представленные на 4-ю Зональную выставку 1974 года живописные работы Риделя "Ремонт колхозных судов" и "На страже" начала 1970-х годов, а также тяготеющая к тематической монументальности композиция "Отделочницы" (1970-е годы), выполненные художником в соответствии с требованиями официального искусства, выдают черты кризисного творческого периода.
Он оставляет профессию театрального художника-постановщика, но вынужден быть зависимым в своей профессиональной деятельности станкового художника от социального заказа.
С неизменным творческим интересом Ридель во все времена был обращен к идеологически независимым жанрам, какими можно назвать натюрморт (часто цветочный, декоративно насыщенный) и "чистый" пейзаж, отличающийся в творчестве художника неубывающей с годами тягой к традициям старого романтизма. Относящиеся к периоду 1980-х годов натюрморты "Тростниковый веер" (1980г.), "Черные бананы" (1982г.), заметно разные по своему технико-исполнительскому характеру, схожи авторской увлеченностью "вещью".
Коллекция Сахалинского областного художественного музея способна представить творчество известного сахалинского художника Вениамина Александровича Риделя лишь отчасти. Его состоявшаяся творческая биография имеет исторически обоснованный парадоксальный сахалинский характер. Она соединила в себе проявление неординарности, свободолюбия и непосредственности творческого волеизъявления художника. Ставшие в 1960-е годы общими для старшего поколения сахалинских художников проблемы освоения островной земли приобрели в его судьбе характер сугубо индивидуальный. Будучи ортодоксальным романтиком, Ридель был открыто и решительно обращен к самым насущным потребностям своего времени. Активно творчески осваиваемый в 1960-х Сахалин был местом чрезвычайно привлекательным для экстремального романтизма, куда стекались патриотические силы из самых разных географически отдаленных мест. Ридель, в свою очередь, нашел для себя на острове немало достойного творческого исследования материала. Суровая сахалинская экзотика, а также ее историческое восточно-островное наследие представляли для художника наиважнейший интерес.
Образ художника вдохновлял его коллег, которые создали целую портретную галерею Вениамина Риделя. На выставке представлены портреты, этюды и портретные наброски из фондов Сахалинского областного художественного музея, созданные художниками Гиви Манткавой, Владимиром Старовойтовым, Дё Сон Еном.
По материалам статей Н.А. Бржезовской.
Выставка работает с 22 августа по 29 сентября 2024 года.
Стоимость: 100-300 руб.