Музей Вадима Сидура и Московский музей современного искусства представляют выставку "ПРОТОАРХИВ. МУТАЦИИ. СИДУР 1924 | 2024" - второй проект в тетралогии событий, приуроченных к столетию со дня рождения Вадима Сидура и посвященных изучению его наследия в ракурсе персонального мифа.
Название автобиографического романа Сидура "Миф. Памятник современному состоянию" (1973-1974) становится смысловой рамкой цикла выставочных проектов и раскрывает главный принцип художественного мировосприятия и работы скульптора. В его основе - метафорический бриколаж, который, как и мифологическое повествование выстраивается посредством монтажа несочетаемых на первый взгляд элементов, а история жизненного и творческого пути художника органично ложится на структуру мономифа, который базируется на идее о едином для всех мифов сюжете о пути героя.
Одной из задач своего искусства Вадим Сидур видел в предупреждении современников о последствиях стремительных изменений окружающего мира в ходе экспериментов человека. Размышления скульптора о возможных сценариях глобальной катастрофы - ядерной или экологической, привели к появлению в 1960-1970-е годы цикла произведений, объединенных позднее в особый постапокалиптический мир Сидура, который он назвал "искусством равновесия и страха" или "Гроб-Артом". Именно в этом оазисе жизни, уцелевшем после катастрофы, разворачивается действие графических циклов "Мутации I" и "Мутации II" (1969). Населяют этот ландшафт деформированные антропоморфные формы, собранные скульптором из найденных предметов: ржавые моторы, предупредительные таблички, канализационные трубы и другие предметы техногенной природы.
Проект продолжается как Миф Вадима Сидура - символическое обособленное пространство, сценографию которого можно представить в виде метафорического острова, населенного фантасмагорическими персонажами, которые зародились на руинах человеческой цивилизации. Эти пребывающие в процессе постоянной трансформации и мутации образы воплощают в себе черты постапокалиптического видения и лирического чувствования, сохраняя память о человеке в мире после человека.
О ХУДОЖНИКЕ
Вадим Сидур (1924-1986) - яркий представитель советского неофициального искусства второй половины ХХ века. Его биография демонстрирует историю человека, прошедшего через лишения 30-х годов, эвакуацию, опыт тяжелого ранения, полученного в результате участия в Великой Отечественной войне, а впоследствии - неприятие со стороны представителей официальной культуры. Человека, который благодаря преданности выбранному пути, сумел отыскать наиболее точный язык для выражения невыразимого и занять уникальное место в истории послевоенного искусства.
Художественное наследие Вадима Сидура многообразно и включает в себя более пятисот скульптур и около тысячи графических листов; экспериментальный кинофильм "Памятник современному состоянию", созданный им в 1974 году; опубликованный посмертно сборник стихов "Самая счастливая осень" и автобиографический роман "МИФ. Памятник современному состоянию", над которым автор работал многие годы, собирая воспоминания, наблюдения и повседневные зарисовки. Скульптуры Вадима Сидура в монументальном размере установлены не только в России, но и в ряде городов Германии и в США.
Даты проведения: 29 августа - 29 сентября 2024
Площадка: Музей Вадима Сидура (Москва, Новогиреевская, 37А)